Любопытно поведение гепарда на охоте: он подкрадывается к антилопе, используя неровности ландшафта в виде прикрытия, на расстояние от 150 до 200 метров, после чего начинается кратковременная стремительная погоня, во время которой хищник нередко развивает скорость свыше 100 километров в час. При этом тело самого быстрого зверя на Земле идеально организовано для рассекания воздуха, а хвост словно продолжает линию позвоночника.
Если жертва не попадает в сильные когтистые лапы в первые несколько секунд, она спасена: гепарду легче начать все сначала, чем заниматься продолжительным преследованием. Обычно зверь охотится утром или вечером, иногда ночью, если светит луна. Нередко эти звери охотятся парами или большими семьями.
Чтобы не было промашки, хищник выбирает в стаде животное послабее, причем делает это безошибочно. Затем припадает к земле, мастерски пользуясь малейшим укрытием: кустиком, камнем, неровностью почвы, и начинает преследовать намеченную антилопу обязательно против ветра. Высоко расположенные глаза позволяют наблюдать за жертвой, даже если пятнистый охотник скрывается за каким-либо укрытием. Криптическая окраска плюс искусная сноровка разведчика дают возможность гепарду подползти незамеченным метров на восемьдесят, а то и ближе, - на расстояние, с которого наверняка можно воспользоваться своей квалификацией спринтера. Подчас хищник приближается на дистанцию броска на виду у жертвы. Порой применяет иной охотничий прием: на выслеженное у водопоя животное охотится из засады. Предполагают - правда, в природе этого пока еще никто не наблюдал, - что среди охотничьих приемов гепарда есть даже манный способ - подзывать пернатую дичь, имитируя ее крики.
Вообще-то звуковой язык хищника довольно разнообразен. В его голосе можно услышать почти все звуки, издаваемые домашней кошкой. Когда гепард доволен, все его тело вибрирует от громкого мурлыканья. Оно особенно впечатляюще, если гепардовая семья выражает хором свое хорошее настроение. Удовольствие проявляется звуками "уа-уа" и "ньям-ньям". "Прр-пр" - спокойный призыв, очень низкое "и-хи, и-хи" - тревожный. Защищая добычу или будучи раздражены, взрослые звери рычат, урчат, фыркают и щелкают зубами. А малыши, воюя за лучшие куски мяса, принесенного родителями, издают долгие вопли и страшно сопят, прижимая уши. Когда же напуганы, пронзительно-резко свистят. В ответ на материнский призыв тихо щебечут.
Эти свистяще-металлические звуки удивительно напоминают голоса птиц. В диковинном наборе птичьих криков, особенно разнообразных у взрослых гепардов, можно узнать, например, голос франколина. Уникальный имитационный талант - признак врожденный. Скорее всего он остался у гепардов еще с тех давних времен, когда пернатые в их меню занимали гораздо большее место, чем ныне.
Отгрызая или отрывая куски мяса, в отличие, например, от львов и леопардов, гепард никогда не помогает себе передними лапами. Напротив, поджимает их под себя. Быть может, это свидетельствует о том, что добывать столь крупную добычу такая же новинка для вида, как, скажем, привычка лазить по деревьям? А может, все проще: такими "долголапыми рычагами" просто не с руки придерживать мясо?